Когда «пора в школу»?
Первый раз в первый класс — в 6, 7 или 8 лет? Когда наиболее благоприятное время для дебютного погружения в мир знаний? Разбираемся.
Согласно закону, отдать ребёнка в школу можно по достижении им 6 с половиной лет и до восьми лет. Дети более раннего возраста (с 6 до 6,5 лет) поступают в первый класс на основании мнения психолого-педагогической комиссии.
Вступительные экзамены в первый класс запрещены законом. Так что родители должны самостоятельно принять решение, проанализировав навыки, физическое и психологическое состояние сына/дочери. На что же стоит обратить внимание?
Очень большое значение мы уделяем социально-психологическому аспекту. Самое главное — у ребёнка должен быть сформирован учебный мотив. Из психологических особенностей: нужно уметь выделять существенные признаки от несущественных. Должна быть сформирована произвольность высших психических функций. Что это значит? «Хочу — делаю и не хочу — тоже делаю», — наиболее красноречивый пример. Да, ребёнку хочется походить по классу, но учитель говорит: «Сиди, пожалуйста, за партой», и он сидит. Волевые качества, способность удерживать внимание — это важно для будущего первоклассника.
Согласно физиологическим нормам, дети в этом возрасте могут концентрироваться на чем-то одном в течение 7 минут (+- 2 мин.). Ребёнок до 9 лет будет оставаться ребёнком. Поэтому опытный педагог, беря это во внимание, строит уроки таким образом, чтобы не переутомить учеников и сохранить учебный интерес. Именно такой концепции обучения придерживаются учителя «Школы Наследие».
Часто родители слышат совет отдать ребёнка в школу попозже. С такими детьми работать гораздо проще, они спокойны и внимательны на уроках.
Надо понимать: если ребёнок идёт в школу в 8 лет, то сталкивается с трудностями, не сравнимыми с плохими отметками в дневнике.
В третьем классе таким детям становится скучно среди своих одноклассников. Они не могут удовлетворить потребности социального интеллекта, так как разрыв в возрасте для этого периода существенный. К примеру, одному ученику может пойти десятый год, а другому — ещё 7,5 лет: колоссальная разница, которая нивелируется лет в 14!
Очень часто это не учитывается, приводятся аргументы в защиту: ребёнок будет более сконцентрирован, усерден. Всё-таки стоит взглянуть немного дальше первого класса года на два: с кем школьник будет дружить, играть, кого он пригласит к себе на день рождения.
«Родителям будущих первоклассников я всегда рекомендую прочесть роман Набокова «Лужин», — говорит директор «Школы» Ольга Ивановна Ушакова. — Главный герой, Лужин, был на самом деле мальчиком Юрой, но когда его отправили учиться, он стал играть другую роль. В учебном заведении он перестал быть Юрой, «потеряв» свою индивидуальность, а стал Лужиным.
Для врача нет Ивана Васильевича, а есть пациент, для судьи нет Петрова и Синицына, а есть истец и ответчик. А для учителя есть ученик. Родителям важно, чтобы в глазах учителя их ребёнок был не просто учеником, а был Сашей, Катей, Соней — одним словом, личностью. Именно поэтому «Школа Наследие» осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку, это очень важный аспект для нас».